ежедневно с 9:00 до 21:00

Image

История Volkswagen Beetle

В преддверии Дня Победы 2019 года мы оглядываемся назад, в памятный 1945 год. Победный год оказал огромное влияние в том числе и на автоиндустрию, на автомобильные марки, сделавшие после войны историю современного автомобилестроения.

Одной из таких марок является марка «Фольксваген», а именно «Фольксваген Жук», ставший послевоенным «экономическим чудом» благодаря инженерному гению Фердинанда Порше и политической конъюнктуре.

Ещё в 1930 году уже известный инженер Ф. Порше, ранее успешно поработавший в «Ауто Унион», и в «Австро Даймлер»  открыл в г.Штутгарте собственное КБ. Обладая опытом и знаниями он смог заняться нацеленной в будущее концепцией маленького «Народного автомобиля». В 1932 году он предложил мотоциклетным фирмам «Цюндапп» и «НСУ» рабочие прототипы будущего «Фольксвагена». Прототип-1 был оснащён 26-и сильной пятицилиндровой «звездой» воздушного охлаждения (в 1942г. такое решение будет использовано в танке «Шерманн» модели M4A6), Прототип-2 имел 2-х цилиндровый оппозитный мотор воздушного охлаждения, Прототип-3 имел 4-х цилиндровый аналог и торсионную подвеску. Можно было смело говорить о мотоцикле с крышей над головой для каждого трудящегося. Но обе мотоциклетостроительные фирмы не имели возможности инвестировать в организацию серийного производства. Лишь в 1934 году Ф. Порше получил от Госсовета автоиндустрии госзадание на создание дешёвой (дешевле 1.000 марок) модели крупносерийного автомобиля, для которой он и использовал вышеуказанные разработки.

Дизайн Ф. Порше

Работать пришлось много и трудно, лишь в 1936 году госкомиссии был представлен прототип «Фольксвагена» смешанной деревянно-металлической конструкции. Вскоре появилась и цельнометаллическая версия, «Тип-3». Дизайн округленного, обтекаемого кузова был максимально «биологичен», на чём настоял непосредственно глава правительства, канцлер Адольф Гитлер. "Он должен быть как майский жук. Достаточно только понаблюдать за природой, чтобы понять, как должны выглядеть обтекаемые линии" и сам быстро набросал эскиз автомобиля.

Эскиз А. Гитлера
 
Три первых образца отправились в автопробег длиной 50.000 км. по новым автобанам и горным дорогам Шварцвальда. Не смотря на частые поломки, на заводе «Мерседес Бенц» была заказана первая партия из 30 машин, названных «Тип-30». В мае 1937 года «Тип-30» прошёл комплекс испытаний и в 1938 году появился «Фольксваген Жук» в его окончательной, так знакомой каждому автомобилисту форме. 26 мая 1938 года был заложен завод и город автомобилестроителей Вольфсбург (назван по расположенному рядом старинному замку), сам автомобиль переименовали в «автомобиль КДФ» (KdF, «Kraft dürch Freude» или «Сила через радость», аналог советского «ОСОАВИАХИМа»). Цену поставили в 990 марок.
Дизайн «Жука» Тип 30

     К сентябрю 1939 года завод был в основном построен, но разразившаяся в Европе война перечеркнула планы автомобилестроителей.  Пришлось переходить на продукцию военного времени. С 1940 по весну 1945 года завод выпустил 55.000 военных «Лоханок» («Kübelwagen»), 15.000 «Малых плавающих автомобилей» и несколько тысяч штабных классических «Жуков». В 1944 году завод был на 70 % разрушен союзнической бомбардировкой, производство передали опять на «Мерседес Бенц».

Кюбельваген
 
 
Малый плавающий автомобиль
Штабной «Жук»

После войны завод оказался в британской зоне оккупации. Британская военная администрация не проявила интереса к данному производству, считая «Фольксваген» бесперспективным автомобилем, переименованный в «Wolfsburg Motor Works» завод получил подряд на 20.000 различных военных автомобилей  для британской армии но до конца 1945 года удалось собрать 1.785 «Фольксвагенов». В 1946 собрали уже 10.020 штук, в 1947 не хватило угля для ТЭЦ и выпустили лишь 8.990 машин, из них 18,5% на экспорт. В 1948 году на завод из фирмы «Опель» пришёл новый директор, Генрих Нордхофф и увеличил выпуск до 19.244 автомобилей. В 1949 году представили облагороженную модель «Жука» для экспорта во все европейские страны. Дизайнерская фирма «Карманн» из г.Оснабрюка (ранее связанная с авиапромышленностью) разработала для платформы «Жука» элегантное 4-х местное купе, которое продержалось на конвейере 30 лет! На той-же платформе, малой серией выпускалось 2-х местное купе в кузове фирмы «Хебмюллер». Аналогичные купе под заказ выпускали кузовные ателье «Рометч» (Берлин) и «Бойтер» (Тун).

В 1950 году, через пять лет после войны, восстановление заводов «Фольксваген» было завершено, с конвейера сошёл 100.000-й послевоенный «Жук». Началось производство многофункционального микроавтобуса «Фольксваген Тип-2», или «Транспортер» (на базе «Жука»). К 1954 году выпустят 100.000 «Транспортеров». В 1953 году будет выпущен уже 500.000-й «Жук» и основан бразильский филиал «Фольксвагена». Бразильский филиал будет выпускать классического «Жука» вплоть до 2003 года, 50 лет!

Через 10 лет после войны, в 1955 году с конвейера сойдёт 1.000.000 «Фольксваген-Жук» и уже будет сложно представить себе дороги послевоенной Европы без его характерных изгибов кузова и запоминающегося звука оппозитного мотора воздушного охдаждения.

© 2020 Все права на сайт принадлежат Станиславу Данилину